пятница, 6 сентября 2013 г.

"Цветы для Элджернона", Дэниел Киз

Итак, эта книга. Это рассказ, написанный в 1958 году, трансформировавшийся в полноценную книгу в 1966. Обе вариации получили какие-то заумные награды в области фантастики. Я читала второй вариант.

До сих пор "отхожу" от романа. Это просто нечто. Даже не знаю, с чего начать.
В общем, я знала из аннотации, что речь пойдет об умственно отсталом человеке, Чарли Гордоне, который, согласившись на эксперимент - операцию на головном мозге - через некоторое время обнаруживает, что весь его мир - его работа, его "друзья", отношение к жизни, сама жизнь и даже он сам - все оказывается не таким, каким он это считал. Абсолютно все переворачивается с ног на голову. 
По-началу, когда повествование в виде "атчетов для дока Штрауса", написанное специально с ужасными ошибками, эта история воспринимается как довольно непонятное, но легкое чтиво, потому что глазами наивного Чарли все видится добрым, светлым, и это его стремление научится чему-то, получить знания, которые, как он полагает, поставят его на одну ступень с теми, кого он боготворит - нормальными людьми. Это является его мечтой, стремленипем, уходящим корнями глубоко в его прошлое, которого он не помнит. Ему очень трудно вспоминать, что было раньше с ним, кто его семья, как он оказался там, где он сейчас.
при университете, в лаборатории, где проходили предварительные тесты перед экспериментом, его знакомят с Элджерноном - мышонком, который подвергся этой операции до Чарли. Он показывает небывалые для мыши результаты, и в прохождении тестов он опережает не только своих собратьев, а даже Чарли, раз за разом побеждая его. Чарли испытывал злость к нему, он не мог понять, почему его обставляет мышь. 
Это чувство меняется на протяжении книги. После операции наш глупый парень постепенно превращается в самого что ни на есть гения. Ему легко дается все, за что бы он не взялся. Потрясающе быстро осваивая иностранный язык или вникая в сложную математику он, тем не менее, эмоционально остается на уровне подростка, максималист со сложным восприятием чужих недостатков, которые он раньше не замечал, и которые теперь он видит во всех и всем. Теперь он не ненавидит Элджернона, видя в нем отражение самого себя в недалеком будущем - все, что происходит с мышью, Чарли проецирует на себя, таким образом чувствуя свою схожесть с Элджерноном.
Есть место и нежному чувству у героя. Это - отдельная история. Я не буду описывать ее сдесь.
Насколько же искренна и пронзительно печальна эта история. На самом деле, если бы я была автором, я бы закончила все это дело по-другому. Но я - это я, мне нравятся счастливые окончания. А сдесь - так называемый "плохой хороший финал". Уж простите за спойлер.
Я бы очень советовала прочесть эту книгу всем - независимо от возраста, убеждений и т.д., потому что это одно из лучших произведений, одно из самых впечатливших меня за много лет. 

2 комментария:

  1. Добрый день! А я, оказывается, прочитала эту историю на неделю позже вас и опубликовала свой отзыв только на этих выходных. У меня книга не вызвала таких сильных чувства, хотя, конечно, было интересно.
    А почему не кидаете ссылки в сообщество (гугла)? Или вы в него не вступили?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет! Я прочитала Ваш отзыв, действительно, он отличается от моего по характеру. Однако, с наблюдениями по поводу характера и его формирования, отмеченное Вами, я очень таки соглашусь. Тем более, мне как раз 22 года, так что неудивительно, что на меня это произвело бОльшее впечатление - как вы упоминали в отзывах, если бы в этом возрасте прочитали, все могло быть иначе))

      Удалить